Автомобильный компрессор — это спутник практически любого автомобиля. Наверное, многим приходилось накачивать шины предшественниками компрессоров — ножными, а то и ручными насосами. Современные компрессоры позволяют забыть про танцы на насосах.
Однако довольно естественно, что из-за большого спроса возникает большая конкуренция. Каждый пытается добиться успеха своими способами. Основной целью теста было выявить истинные способности каждого из компрессоров, прошедшего это испытание.
Начинаем марафон
Итак, на старте тяжелейшей марафонной дистанции выстроились 11 «участников» — 11 автомобильных компрессоров. С первого взгляда все в отличной форме, бросаются в глаза оригинальные эргономичные решения отдельных компрессоров. Им предстоит изнурительный шестичасовой забег при давлении в две атмосферы. Удачно выдержавшие это испытание проходят в следующий тур и подвергаются тесту на максимальное давление. Забегая вперед, можно отметить, что практически все «участники» справились с первым испытанием, однако в «финале» их результаты оказа-
лись весьма противоречивыми. После завершения двух этапов соревнований каждый из «участников» будет положен
на операционный стол для вскрытия. Необходимо определить степень изношенности внутренних органов компрессоров — поршня, клапана, уплотнительного кольца, гильзы; а также выявить наиболее слабое место. По этим данным будет выставлена оценка и дано заключение о целесообразности его эксплуатации.
Методика теста
Правила соревнований очень просты и позволяют объективно оценить каждый компрессор.
1) Каждый «участник» обязан в течение 15 минут качать воздух в замкнутую емкость объемом 70 литров, в которой поддерживается постоянное давление 2 атмосферы. После интенсивной работы «участнику» предоставляется отдых 45 минут — это соответствует рекомендованному режиму работы.
2) «Участник» считается выдержавшим первое испытание, если суммарная наработка при давлении 2 атмосферы
составила 6 часов. Если компрессор не прошел этот тест, он направляется на операционный стол для выяснения
причин преждевременного выхода из строя.
3) Вышедшие в финал подвергаются тесту на максимальное давление. Каждый компрессор в течение 15 минут нака-
чивает все ту же емкость до некоторого давления (зависит от его производительности). Далее перекрывается
кран емкости и компрессору предоставляется отдых. Цикл повторяется, пока компрессор не выйдет из строя
либо пока не будет достигнуто максимальное заявленное в паспорте давление.
4) Соревнования завершаются вскрытием и подведением итогов.
***
Местом проведения соревнований была выбрана компрессорная испытательная лаборатория московского компрессорного завода «Борец». Начальник лаборатории — он же председатель судейской коллегии.
В ходе соревнований были подтверждены или опровергнуты паспортные данные компрессоров, а также дополнены некоторыми отсутствующими данными. Для каждого компрессора стали известны: производительность
(при давлении в 2 атмосферы), расхождения в показаниях собственных манометров со штатным манометром тарированной емкости, остаточной ресурс после суммарной наработки 6 часов (определялся на вскрытии),
максимальное давление и шум на расстоянии 1 метр. Опираясь на производительность компрессора, довольно просто рассчитать время накачки любой шины. В дальнейшем для каждого компрессора будет указано расчетное
время накачки шины R14 175/65, взятой за образец. Время 6 часов было выбрано, исходя из простых расчетов, которые показывают, что редкому компрессору придется работать больше. Хороший компрессор с производительностью 27 л/мин накачает от нуля до 2 атмосфер примерно 180 колес R14 за 6 часов. Соответственно, подкачать от 1,8 до 2 атмос-
фер можно 1800 колес. Вряд ли большинство потребителей столкнется с такими цифрами. Однако такое испытание позволяет также судить об общей надежности компрессора и о качестве его изготовления. Для того чтобы внести ясность в понятие «износ», рассмотрим внутренние «органы» компрессора. На фотографии виден поршень в форме низкого цилиндра (серебряного цвета), к нему прикреплен шатун. Шатун, в свою очередь, крепится к кривошипу с большим противовесом. Основная деталь, поддающаяся износу, — это уплотнительное кольцо на поршне. Его задача заключается в том, чтобы обеспечить плотное прилегание к цилиндрической гильзе, внутри которой ходит поршень. По степени износа этого кольца обычно определяют, сколько времени еще прослужит компрессор. Настало время рассказать о каждом «участнике» соревнований подробнее.
***
На сайте berkut-auto.ru опубликованны только результаты теста для компрессоров БЕРКУТ, участвовавщих в нём. Полную информацию читайте в журнале “Потребитель -Автодела”, либо скачайте PDF-файл!
Журнал “Потребитель -Автодела”>> (1,73 МБ)
***
BERKUT R14
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЗАЯВЛЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Тайвань
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 30 л/мин
МАКСИМАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ: 5 атм.
МАНОМЕТР: Диметр 35 мм. Шкала PSI, атмосферы. Максимальное значение: 100 PSI (7 атм). Цена деления 0.2 атм.
ГАБАРИТЫ: 170*155*85 мм.
ДЛИНА КАБЕЛЯ: 3.8 м.
ДЛИНА ШЛАНГА: 1.25 м.
МАССА: 1.5 кг.
КОМПЛЕКТАЦИЯ: сумка для переноски, комплект насадок.
ЦЕНА: 900 руб.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (при давлении 2 атм.): 16 л/мин.
МАКСИМАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ: 7 атм.
ПОКАЗАНИЯ МАНОМЕТРА (при 2 атм): 2.1 атм.
СУММАРНАЯ НАРАБОТКА: 6 часов, остаточный ресурс 200 %.
ШУМ (на расстоянии 1 м): 75 дБ.
ВРЕМЯ ПОДКАЧКИ ШИНЫ R14 175/65 от 1.8 до 2 атм.: 22 с.
ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА
ОСНОБЕННОСТИ: BERKUT R14 оказался уникальным компрессором. Среди всех остальных BERKUT он сильно выделяется внешне. Совсем не «суровый» дизайн, как у остальных моделей. Блестящий корпус в форме цилиндра отлично сочетается с ярко-рыжими пластиковыми деталями. Что самое необычное, данный компрессор единственный из всех протестированных недооценивает свои возможности.
Компрессор предназначен для накачки шин небольшого автомобиля – R14. Однако если сравнить его производительность с производительностью огромного компрессора для внедорожников (PM-605) окажется, что они в точности равны! То есть шины легковушек будут накачиваться этим компрессором намного быстрее, чем большинством других, предназначенных для R14.
Что касается максимального давления, то здесь BERKUT R14 опять скромничает! Заявленное давление в 5 атмосфер достигается с лёгкостью, на этом давлении стоит отсечка. Однако если всё же попробовать накачивать дальше, то компрессор дойдёт даже до 7 атмосфер!
Ресурс у BERKUT R14 невообразимый, благодаря ему компрессор можно покупать на года, а, возможно, и на десятилетия! Внутренний механизм настолько сбалансирован, что износа уплотнительного кольца просто не видно. На глаз не невозможно определить, что этот компрессор вообще работал, хотя он трудился целых шесть часов – «внутренности» сверкают почти так же, как и корпус.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: подшипниковое соединение шатуна и кривошипа. Совершенно не подвержен износу. Большое максимальное давление и, в качестве последнего бонуса, довольно длинный шланг.
НЕДОСТАТКИ: Отсутствие отсека для упаковки кабеля и шланга. Сравнительно небольшой манометр с ценой деления 0.2 атм., а, следовательно, не очень точный.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: BERKUT R14 без сомнения лидирует среди компрессоров для небольших шин. Кроме того, он с легкостью опережает и большое количество компрессоров, предназначенных для более серьёзных нагрузок.
***
BERKUT R17
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЗАЯВЛЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Тайвань
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: 55 л/мин
МАКСИМАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ: 12 атм.
МАНОМЕТР: Диаметр 45 мм. Шкала PSI, атмосферы. Максимальное значение: 100 PSI (7 атм). Цена деления 0.2 атм.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБЛЯЕМЫЙ ТОК: 23 А
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Шланг-удлинитель, подключение к клеммам аккумулятора через предохранитель, дефлятор.
ГАБАРИТЫ: 175х155х95 мм
ДЛИНА КАБЕЛЯ: 2.5 м
ДЛИНА ШЛАНГА: 7.5 м
МАССА: 3.5 кг
КОМПЛЕКТАЦИЯ: сумка для переноски, комплект насадок, шланг-удлинитель
ЦЕНА: 2500 руб.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (при давлении 2 атм.): 30 л/мин
МАКСИМАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ: 7 атм.
ПОКАЗАНИЯ МАНОМЕТРА (при 2 атм): 2.2 атм.
СУММАРНАЯ НАРАБОТКА: 6 часов, остаточный ресурс 200 %
ШУМ (на расстоянии 1 м): 70 дБА
ВРЕМЯ ПОДКАЧКИ ШИНЫ R14 175/65 от 1.8 до 2 атм.: 11.5
ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА
ОСНОБЕННОСТИ:Тест завершает триумфальное шествие лидера. BERKUT R17 постарался отличиться в каждой области. С замиранием сердца из большой коробки извлекается этот монстр, упакованный во внушительных размеров сумку. У сумки огромный карман, чем-то туго-набитый. Оказывается, что этот карман целиком занимает шланг-удлинитель ярко-жёлтого цвета. Такое необычное решение только лишний раз подчёркивает принадлежность компрессора к самому высокому классу. Длинный шланг сделать сложнее, чем длинный кабель, и он будет занимать больше места, зато насколько это приятно, когда можно накачать все шины автомобиля, не нося за собой компрессор! Кабель также совершенно необычный – он подключается не в гнездо прикуривателя, а на прямую к аккумулятору через собственный предохранитель. Причина этому – потребность компрессора в большом токе.
Как и следовало ожидать, у компрессора очень высокая производительность. При давлении в 2 атмосферы она отличается от заявленной при одной атмосфере, однако всё равно достигает рекордного значения в тесте. Такой производительности с запасом хватит и на грузовики, и на внедорожники.
Это далеко не всё, поджидает ещё несколько приятных сюрпризов.
Обратимся теперь к износостойкости. Ресурс у данного компрессора просто поразительный. 200% - это скорее всего слишком пессимистическая оценка. Опираясь на износ по прошествии 6 часов трудно судить о ресурсе, поскольку по уплотнительному кольцу износа совершенно не заметно. Причина – эксклюзивная конструкция уплотнительного кольца. Очень толстое кольцо сделано с тепловым замком, что хорошо видно на фотографии. Цель такой конструкции – обеспечить плотное прилегание и неподверженность износу. Обычно такие уплотнительные кольца ставят на компрессоры для более ответственных и объёмных работ, совсем не для автомобилей.
Несмотря на свою мощь, BERKUT R17 оказался самым тихим компрессором! Это опять же благодаря очень аккуратной сборке и центровке.
Как и любой компрессор высокого класса, BERKUT R17 наделён дефлятором, позволяющим стравливать воздух.
К сожалению, довольно ощутимым недостатком оказалась погрешность в показаниях манометра.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА:Подшипниковое соединение шатуна и кривошипа. Эксклюзивная конструкция уплотнительного кольца с тепловым замком. Наличие дефлятора. Длинный шланг, позволяющий не носить за собой компрессор. Очень высокая производительность.
НЕДОСТАТКИ:Погрешность в показаниях манометра. Большие габариты и вес (в комплекте с шлангом).
ОБЩАЯ ОЦЕНКА:Лидер теста – что тут добавить! Естественно, что и цена соответствующая. Для легковых машин такое приобретение будет неоправданно, а для больших машин, внедорожников, в том числе и грузовиков – оптимальный вариант!
|